1. Возможные варианты среднесрочных целей компании:
1.1. доля рынка.
1.2. ассортиментная линейка.
1.3. уровень товарных категорий (класс потребления)…
1.4. увеличение «среднего чека» (для розничной торговли).
2. Ревизия бизнес-процессов компании с ориентацией на среднесрочные цели:
2.1. соответствие результатов деятельности компании среднесрочным целям.
2.2. выявление в бизнес-процессах причин для отклонений от заданных результатов.
2.3. новая редакция бизнес-процессов.
Бизнес-процессы описывают: ЧТО является продуктом данного отдела (накладная, готовое изделие, статистический отчёт…), т.е. какие у данного отдела функции.
А также из бизнес-процессов можно сделать вывод - КАК этот продукт производится (какими компетенциями должен быть наделён данный отдел, например: приём поступающих заявок, реализация готовой продукции, планирование дохода, обработка обратной связи от клиентов….).
3. Описание функций и компетенций персонала, обеспечивающего бизнес-процессы:
3.1. описание функционала.
3.2. оценка персонала в соответствии с их задачами в бизнес-процессах.
4. Повышение уровня компетенций персонала:
4.1. обучение (тренинги, консультации).
4.2. наставничество.
4.3. самообучение.
4.4. коррекция работы персонала в обновлённых бизнес-процессах.
При аудите компетенций подразделения учитывается:
- Полнота этапов работы данного отдела (т.е. нет ли лишних этапов, или какие-то этапы надо добавить, передать от других подразделений, или же - исключить дублирование каких-то этапов разными отделами, если это возможно).
- Понимание задач руководителем данного отдела и уровень его взаимодействия с руководителями смежных подразделений.
- Насколько руководитель отдела (он же – владелец данного частного бизнес-процесса) физически может контролировать работу отдела.
- Насколько работники этого отдела знают свои обязанности, а также – обязанность сотрудников смежных должностей, задачи всего отдела.
- Как точно описывает задачи отдела соответствующий документ (положение о работе отдела).
На основании этой информации сотрудники HR-службы составляют портрет каждого специалиста на конкретном рабочем месте. Данный портрет и есть вышеописанная обойма компетенций.
Для аттестации персонала такой подход даёт конечное число измеримых параметров, а значит прозрачность этой процедуры, и воспринимаемость её персоналом как «честную игру». В такой ситуации сотрудники не испытывают нервозность перед регулярной оценкой руководством своих действий.
Должностная инструкция - «правила игры», которые существуют между компанией и сотрудником. И эти правила, функции (через компетенции) там прописаны достаточно точно - персонал знает, в чём конкретно требуется повысить профессионализм. Т.о., исключается конфликт «требования к сотруднику - требования к компании».
Точки приложения обучения персонала должны быть известны и хорошему HR-сотруднику. Здесь исключается следующий конфликт - понимание значимости обучения, как персоналом, так и руководством. Налицо положительный фактор развития персонала.
Весьма удобно использовать данный подход для разработки мотивационного блока в управлении персоналом.
В реальной работе сотрудник понимает и знает - чтобы заработать пресловутую сумму, нужно (например) уметь грамотно говорить, чётко планировать свой день, контролировать состояние дебиторской задолженности клиентов, разбираться в тонкостях соблюдения договорного права… Т.е., мы опять говорим о компетенциях.
Не есть ли здесь слияние управления, планирования, организации, мотивации и контроля. А поскольку все эти стороны затрагиваются в обучении, очевиден вывод, что компетенции лежат в основе успешной работы всей структуры.
Если вернуться к словам Ли Якокки, то компетенции описывают - как подготовленный персонал может создать конкурентный востребованный продукт и неплохо на этом заработать. Чего желаю и всем читателям.
Юрий Шакун,
руководитель Консалтинговой Группы «ГЕРМЕС»
train@hotbox.ru