Была раньше такая передача по радио «письмо позвало в дорогу». Сейчас потребность написать эту статью вызвал пресловутый СПАМ... Сразу хочу договориться с читателями о термине, что под спамом подразумеваю несанкционированную рассылку с подставных адресов без указания авторства, как рассылки, так и в данном случае - тренингов.

   Года три назад один знакомый тренер мне порекомендовал: «сделай спамовую рассылку о своих тренингах, хочешь, дам телефон хорошей спамерской компании, они всё очень грамотно сделают. Да, некрасиво, зато стабильные деньги». Я тогда так и не решился «спамиться», хоть и мало было заказов... Правда, чуть позже одна уважаемая тренинговая компания мне «удружила» - я и не знал, что они так «продают» мой семинар, и по мне прошлись в Интернете как по спамеру по полной программе, докажи потом, что ты не верблюд.

Я отлично понимаю решение руководителей тренинговых компаний использовать спам. С одной стороны рынок сегодня растёт, и растёт очень быстро. Рост прибыли должен быть пропорциональным росту рынка. Если прибыль растёт медленнее рынка - значит, Вы проигрываете в конкурентной борьбе. А это так неприятно. С другой - несколько обратная ситуация летний спад деловой активности. И хоть сезонный спад не такой, как два-три года назад, но он есть (люди едут в отпуска, у многих падают обороты - поэтому бюджеты направлены не на обучение, а зарабатывать опять-таки надо…).   И есть искушение…

Природа спама - в каком-то коллективном бессознательном, что ли. Страх, что кто-то другой заработает, что можно остаться не у дел…Руководители тренинговых компаний думают: «Конкуренты обходят…, надо что-то предпринять, нужны заказы. Что самое простое, недорогое и эффективное - СПАМ…». И все, понимая, что спам - это несолидно, делают такие рассылки, считая, что этика и бизнес - понятия не совместимые.

   Здесь я и хочу обратиться, но не к тренинговым компаниям. Это на их совести - СПАМ в электронные или почтовые ящики присылать, или по факсу рассылки делать, или ещё как.   Меня он веселит: и явным отсутствием профессионализма, и сквозящей теоретизацией, откровенной халтурой.

      Хотел бы обратиться к клиентам. Сегодня мне задали на переговорах вопрос: «А почему у Вас такая высокая цена?.. Вот нам пришло предложение…, правда не знаем, от кого, но там цена на их услуги в 2 раза ниже, чем Ваша.» На что мне пришлось объяснить клиентам, в чём разница между профессионалом и дилетантом. Клиенты поняли…

     Итак, уважаемые клиенты, вам по электронной почте пришло письмо (мне они тоже приходят каждый день, и только этические моменты не позволяют мне назвать многие уважаемые компании и фамилии не менее уважаемых тренеров, постоянно приглашающих на нечто…). В приглашении сплошной мёд – какая хорошая программа, как она полезна, какой (какая) умница ведущий/ая (фамилия и имя не указаны). Возможно, это действительно так.

    Но почему тогда это всё надо продавать таким способом?

Почему, они хотят решить Ваши проблемы самым раздражающим методом?

Почему информация о них, хороших, идёт с очень подозрительных адресов, обычно с таких рассылают всевозможные вирусы и «трояны»?

    Почему приславшие приглашение боятся назвать своё имя и имя автора?

Во всех станах, во все времена, назвавший имя открывался собеседнику и показывал этим: «я не имею против тебя плохих замыслов, т.к. если я их реализую, то ты, зная моё имя, можешь нанести мне вред». Кто скажет, что это не актуально и сегодня?

    Да, заказы через спам есть. Потому, что есть вероятность найти того, у кого есть проблема, а тут вот он, благодетель и таинственный скромняга, сам нас нашёл, и цена такая привлекательная (как тут не вспомнить о пресловутой манящей «халяве»). И клиенты уже не хотят отвечать на все эти «почему». Есть волшебник, который всё устроит…

    Но люди, которые таким способом предлагают свои услуги, не могут научить ни Вас, ни Ваших сотрудников чему-то настоящему, потому что не могут правильно продать даже свой товар (услугу). Их реальная потребность - не помочь Вам, уважаемые клиенты, а «снять с Вас деньги», не в полной мере, а чуть-чуть, но «снять» …. В Одессе сказали бы, что такие продажи и продажи, сделанные по правилам - две большие разницы.

      Ведь что чаще всего хотят продать таким образом. Как сказал один мой клиент – «волшебную палочку», решение всех проблем на тренинге, где Ваши профессиональные проблемы - «средняя температура по больнице». А где же «индивидуальный подход» к Вам, уважаемые клиенты, выяснение этих проблем, оценка ситуации и т.д., не заканчивается ли индивидуальность только указанием реквизитов в счёте?

         Клиент проигрывает от возможности получить сомнительную услугу. Компания, оповещающая о себе посредством спама, расписывается в своём непрофессионализме. При этом услуги добросовестных тренеров и консультантов приравниваются к низкопробным продуктам, что дискредитирует консалтинг в целом.… Выигрывает только тот, кто занимается непосредственной рассылкой спама.

   Одно из отличий профессионала от дилетанта - уверенность действий и умение держать удар. Я не знаю сегодня ни одного бизнесмена, тренера, консультанта, менеджера, у которого никогда не было бы трудных моментов. Но настоящие профессионалы всегда находят решение. И не за счёт «разводки» клиентов, а при помощи своей креативности и упорства.

     Логично было бы здесь сделать предложение создать какие-то «чёрные списки», заклеймить позором, и.т.д. Но как сказал Ларош Фуко, «Я не согласен ни с одним словом, из того, что Вы говорили, но я готов умереть за Ваше право говорить это». Если люди совершают поступки, значит, им это зачем-то надо. Поэтому, хотелось бы услышать мнение и других посетителей портала, возможно - сторонников спамовой рассылки. Может, кто-то захочет меня поддержать, или откровенно не согласиться…

P.S. Когда закончил статью и корректировал текст, то компьютер предлагает изменить слово «спамиться» и «спам» на варианты… (посмотрите сами).